Статьи / Нефтегазовая промышленность / Куда пойдем за нефтью?

Куда пойдем за нефтью?

Куда пойдем за нефтью?

Добыча нефти Россия является одним из крупнейших экспортеров нефти и газа в мире, поэтому развитие российского нефтегазодобывающего комплекса нельзя рассматривать отдельно от общих мировых тенденций, которые значительно влияют на объемы добываемого топлива и планы по разработке новых технологий. На сегодняшний день выделяется три серьезные тенденции, ломающие традиционный российский подход к торговле белым и черным топливом. А если вам необходимо продвижение сайтов в нижнем новгороде - добро пожаловать на проект dr-seo.ru.

Самой насущной проблемой является значительное отставание разработки новых месторождений от роста объема добычи. По некоторым прогнозам, если не сбалансировать эти два показателя в скором будущем, имеющихся запасов хватит на 30 – 35 лет. Выход из ситуации был найден на дне морских шельфов, под которыми скрыты обширные запасы углеводородов. Перспективными для будущей добычи нефти и газа являются шельфы моря Лаптевых, Баренцева и Карского морей. Однако реальное освоение этих месторождений требует огромных инвестиций, по данным 2009 года проект подготовки шельфов арктических морей для добычи нефти оценивался в $500 млрд, добычи газа – $660 млрд.

Ведущей компанией, занимающейся подобными исследованиями, является ОАО «Газпром», который серьезно заинтересован в поиске дополнительных источников топливного сырья. До недавних пор «Газпром» планировал в 2013 – 2020 году запустить в работу Штокмановское месторождение, построить завод по сжижению газа непосредственно на берегу, транспортировать его по Северо-Европейскому газопроводу. В последнее время планы «Газпрома» претерпели существенные изменения, и это связано со вторым явлением, подрывающим позиции России на мировом топливном рынке.

В последнее время все большее влияние приобретает альтернативный способ получения газа – разработка месторождений сланцевого газа. США активно развивает эту ветвь газодобычи, что не могло не сказаться на расстановке сил среди мировых экспортеров газа: одни решительно снижали цены, другие были вынуждены сокращать темпы газодобычи из-за появления более доступного конкурента, третьи же начали разрабатывать собственные залежи сланцевого газа. «Газпром» уже потерял Польшу, которая заявила о разработке двух таких месторождений, которые покроют почти половину ее потребности в «голубом топливе». В мае «Газпром» сократил объемы добываемого газа на 250 млн кубометров/сутки.

Сегодня «Газпром» рассматривает США как серьезного конкурента на рынке Европы именно из-за поставок сланцевого газа. В связи с этим, руководство «Газпрома» решило пересмотреть свои планы по разработке Штокмановского месторождения, допуская возможность отсрочки работ на неопределенный срок. Теперь же приоритетной задачей для «Газпрома» является освоение Ямала. Это единственное месторождение, способное компенсировать истощение уже эксплуатируемых точек добычи газа. Ямал позволит избежать газового дефицита, сохранить присутствие «Газпрома» в Европе и на рынке Китая, у которого появился прямой газопровод в Среднюю Азию. Китай всерьез подумывает о покупке газа в этом регионе.

Добыча сланцевого газаМногие аналитики склоняются к тому, что сланцевый газ не стоит рассматривать как серьезную угрозу российскому «Газпрому» в долгосрочной перспективе. Месторождения такого газа крайне редки в природе, к тому же, их полное истощение наступает в течение 10 – 12 лет после начала газодобычи. А вот спотовый рынок, благодаря которому «Газпром» теряет европейских потребителей газа, представляет серьезную угрозу. В январе текущего года компания продала Европе на 5% меньше газа, чем в тот же период докризисного 2008 года, а Катар сумел увеличить свои поставки газа в Европу в пять раз именно благодаря спотовой схеме продаж.

Стратегия спотовых рынков идет в полное противоречие с устоями России в вопросах торговли топливом. Так, на спотовом рынке любой желающий потребитель в любой момент может приобрести столько нефти или газа, сколько необходимо для его нужд. Россия же привыкла экспортировать свое топливное сырье на основе долгосрочных контрактов на несколько десятков лет, с четкими фиксированными ценами, объемами и планами поставок. Такой подход давал российским производителям возможность планировать развитие отрасли на много лет вперед, что обеспечивало высокую стабильность производства. Кроме того, спотовые рынки предлагают топливо по гораздо меньшим ценам, что подрывает конкурентоспособность российского сырья. Для сравнения контрактные цены в прошлом году были выше спотовых на $100 – 200 за кубометр.

Все это отрицательно сказывается на развитии «Газпрома», как и на позиции России в целом. Возможно, пришло время не только для расширения объемов нефте- и газодобычи, но и качественного пересмотра несколько устаревших условий торговли?


© ООО «Индбоард»

Опубликовано: 2010-05-31

При перепечатке или копировании этой статьи или отдельных ее фрагментов ссылка на первоисточник обязательна.

Более ранних статей нет
|
Более новых статей нет

Общая оценка: (368 чел.)

Моя оценка этой статьи

Насколько полезна и содержательна информация в этой статье?

Реклама на indboard.ru

Поделиться с друзьями

 

 

Комментарии и отзывы пользователей отсутствуют. Вы можете первым оставить свой комментарий, если Вам есть, что сказать.

 

Ваш комментарий